Постановление “Третий лишний” (подробнее читайте в статье “Как правительство поддерживает отечественное производство медицинских изделий?”) оказалось не таким эффективным, как полагали участники рынка обращения медицинских изделий и фармацевтической продукции.
Проблемы постановления “Третий лишний”:
1. Принимать участие в торгах могут лишь те компании, которые могут подтвердить происхождение своей продукции сертификатом СТ1.
Условием для получения сертификата СТ1 является наличие в продукте валовой доли отечественного сырья не менее 50%. Однако учитывая, что подавляющее большинство российских производителей по объективным причинам работают на импортном сырье и комплектующих, добиться доли 50% могут далеко не все.
2. В отличие от ПП РФ от 17 июля 2015 г. № 719 “О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации“, где прописан порядок определения страны происхождения в зависимости от конкретной отрасли и заложен принцип поэтапного углубления процесса импортозамещения, ПП РФ от 5 февраля 2015 г. №102 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” написано очень негибко. Используемые формулировки «взаимозаменяемые медицинские изделия» очень размыты и привязаны скорее к техническим характеристикам, а не к клиническому применению».
3. Производители также отметили проблему с выходом продукции на международный рынок. Обращение медицинских изделий включает в себя также вывоз с территории РФ. Таким образом любое изделие, для которого изначально не предусмотрено использование на территории РФ, но которое при вывозе подпадает под товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, не будет выпущено с территории страны без предварительной регистрации. Это ставит крест на контрактном производстве.
4. Существует еще одна проблема – скорее это проблема трактования постановления. Многие считают, что такое “обрубание” конкуренции в лице признанных во всем мире зарубежных производителей говорит о неспособности отечественного производства выводить на рынок качественный продукт.
Мы занимаемся регистрацией МИ и считаем, что было бы логичным в рамках поддержки отечественного производителя упростить систему регистрации для отечественных МИ. На практике же выходит, что зарегистрировать отечественное МИ ни чуть не легче, а порой и сложнее чем зарубежный аналог. А если медицинское изделие еще и инновационное, то его регистрация становится практически не реальным подвигом! Вот и выходит, что поддерживают существующие не эффективные и не конкурентно способные производства, а для новых разработок, которые потенциально могли бы конкурировать с западными, путь закрыт!Матвиенко Юрий Александрович,
Генеральный директор МЕДРЕЛИС
Наша компания работает на импортном сырье, имея в валовой доле процентов 20 отечественного сырья. Поэтому и пошлина другая и трактовки. Для малого бизнеса не большие перспективы.