Постановление “Третий лишний” (подробнее читайте в статье “Как правительство поддерживает отечественное производство медицинских изделий?”) оказалось не таким эффективным, как полагали участники рынка обращения медицинских изделий и фармацевтической продукции.

Проблемы постановления “Третий лишний”:

1. Принимать участие в торгах могут лишь те компании, которые могут подтвердить происхождение своей продукции сертификатом СТ1.

Сертификат СТ1 подтверждает, факт того, что продукция, экспортированная в страны СНГ, изготовлена на территории Российской Федерации, из отечественных материалов (сырья), либо была подвергнута достаточной обработке, чтобы считать ее изготовленной в России. Напомним, что от страны происхождения зависит таможенная пошлина и возможность получения определенных льгот.

Условием для получения сертификата СТ1 является наличие в продукте валовой доли отечественного сырья не менее 50%. Однако учитывая, что подавляющее большинство российских производителей по объективным причинам работают на импортном сырье и комплектующих, добиться доли 50% могут далеко не все.

2. В отличие от ПП РФ от 17 июля 2015 г. № 719 “О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации“, где прописан порядок определения страны происхождения в зависимости от конкретной отрасли и заложен принцип поэтапного углубления процесса импортозамещения, ПП РФ от 5 февраля 2015 г. №102 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” написано очень негибко. Используемые формулировки «взаимозаменяемые медицинские изделия» очень размыты и привязаны скорее к техническим характеристикам, а не к клиническому применению».

3. Производители также отметили проблему с выходом продукции на международный рынок. Обращение медицинских изделий включает в себя также вывоз с территории РФ. Таким образом любое изделие, для которого изначально не предусмотрено использование на территории РФ, но которое при вывозе подпадает под товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, не будет выпущено с территории страны без предварительной регистрации. Это ставит крест на контрактном производстве.

4. Существует еще одна проблема – скорее это проблема трактования постановления. Многие считают, что такое “обрубание” конкуренции в лице признанных во всем мире зарубежных производителей говорит о неспособности отечественного производства выводить на рынок качественный продукт.

На данный момент отечественное медицинское производство никак не может конкурировать с зарубежным. В этих условиях остается надеяться, что столь жесткие меры гос. протекции помогут отечественному производителю подняться на ноги (это зависит от производителя, использует ли он эту возможность для долгосрочного развития, или для быстрого обогащения).

Мы занимаемся регистрацией МИ и считаем, что было бы логичным в рамках поддержки отечественного производителя упростить систему регистрации для отечественных МИ. На практике же выходит, что зарегистрировать отечественное МИ ни чуть не легче, а порой и сложнее чем зарубежный аналог. А если медицинское изделие еще и инновационное, то его регистрация становится практически не реальным подвигом! Вот и выходит, что поддерживают существующие не эффективные и не конкурентно способные производства, а для новых разработок, которые потенциально могли бы конкурировать с западными, путь закрыт!Матвиенко Юрий Александрович,
Генеральный директор МЕДРЕЛИС